Нет всегда означает нет

Нет всегда означает нет

Чтобы эффективно бороться с изнасилованиями и положить конец безнаказанности за такие преступления, государства должны привести свои национальные законодательства в соответствие со стандартами международного права. 

Об этом заявила сегодня Дубравка Шимонович, спецдокладчик ООН по вопросам насилия против женщин, представляя в Совете по правам человека свой доклад. Она напомнила, что на глобальном уровне каждая третья женщина или девочка подвергается гендерному насилию, и каждая десятая становится жертвой изнасилования. 

«Государства должны искоренить широко распространенную проблему безнаказанности за изнасилования и обеспечить всех жертв таких преступлений правосудием, — отметила эксперт. – А для этого необходимо, чтобы национальное уголовное право соответствовало международным стандартам в сфере прав человека, а также уголовного и гуманитарного права». 

Изнасилование, согласно международному праву, является гендерным насилием и нарушением прав человека, которое может приравниваться к пыткам. Это преступление должно быть уголовно наказуемым, каковым оно и признано в подавляющем большинстве стран. 

Но этого недостаточно, в таких делах существует масса юридических нюансов, помогающих многим насильникам уйти от ответственности: определение изнасилования, сроки, в течение которых можно подать жалобу, изнасилование в браке и другие.  

«Об изнасиловании зачастую просто не сообщают в полицию, а если и сообщают, то уголовное дело возбуждается редко, – отметила Шимонович. – А если оно все-таки возбуждается, то очень редко ведется с учетом деликатных гендерных аспектов, что в итоге приводит к тому, что страдает жертва преступления, а виновный в редких случаях бывает осужден. Такая практика приводит к более широким социальным последствиям – происходит нормализация изнасилования и процветает культура замалчивания, стигматизации жертв и безнаказанности нарушителей. 

Определение термина изнасилование – один из ключевых аспектов, как отмечает спецдокладчик. «Оно всегда должно опираться на факт несогласия жертвы, – пояснила она. – Да, применение силы и насилие демонстрирует отсутствие согласия, но эти детали не должны быть определяющими. Определяющим должен быть сам факт отсутствия согласия». «Нет всегда означает нет […], только да означает согласие», – добавила она. 

Еще одна проблема с правосудием: в ряде стран изнасилование со стороны супруга не считается преступлением, в других – брак может служить смягчающим обстоятельством. Более того, в ряде государств последующий брак с жертвой помогает нарушителю избежать ответственности или значительно смягчить наказание. 
Кроме того, в некоторых странах, например, в Армении, России, Литве и Швейцарии, суд учитывает обстоятельства изнасилования, включая возможное провоцирование насильника самой жертвой. 

Дубравка Шимонович также призвала не ограничивать сроки подачи заявления о сексуальном насилии. «Это травматичный опыт, – отметила она. – Жертвам необходимо предоставить достаточно времени, чтобы они могли решиться на жалобу, особенно когда речь идет о несовершеннолетних – они должны всегда иметь возможность сообщить об изнасиловании, став взрослыми». 

Чтобы помочь государствам привести свои национальные законодательства в соответствие со стандартами международного права, в ходе своего выступления в Совете по правам человека Дубравка Шимонович представила проект образцового закона в сфере борьбы с изнасилованиями. 

Напомним, что спецдокладчики назначаются Советом ООН по правам человека, они не являются сотрудниками ООН и не получают зарплату за свою работу.

НАШ ГРАД