Как выявляются террористы среди авиапассажиров
Очередь на паспортный контроль, несколько вопросов, штамп в документе и улыбка пограничника: добро пожаловать в страну. Это всего лишь часть общей процедуры пересечения границы. Основная работа была проделана еще до вашего прибытия, скорее всего, сразу после того, как вы купили билет. Об этом в статье, размещенной на сайте ИКАО, пишет представитель Интерпола Фабрицио Дикарло, сообщает ООН. Системы предварительного сбора информации о пассажирах и регистрации фамилий были введены еще в конце 80-х. С помощью анализа данных, «считанных» с паспорта при регистрации в аэропорту, иммиграционные, таможенные и другие службы оценивают степень вашей благонадежности. От этого зависит, как быстро вы пройдете пограничный контроль по прибытии.
Более того, сегодняшние технологии позволяют проверить пассажира уже при выдаче посадочного талона. Ежедневно система получает до 20 млн запросов. Если имя человека всплывает в каком-либо «черном» списке, его могут снять с полета.
Регистрация фамилии происходит еще при покупке билета: будущего пассажира идентифицируют, выявляют маршруты его предыдущих поездок, а также имена попутчиков. Тем не менее, в обеих системах есть бреши: фамилии пассажиров не во всех странах сверяются с национальными и международными списками террористов или преступников. По данным Интерпола, во многих случаях такие люди без проблем пересекают воздушные, наземные и водные границы.
Резолюция Совета Безопасности, принятая в 2014 году, обязывает государства-члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО) внедрять системы предварительного сбора информации о пассажирах, а авиакомпании – предоставлять такие данные соответствующим службам.
Значимую роль в этом процессе играет Интерпол, обладающий широкими возможностями для выявления фальшивых документов, удостоверяющих личность. Специальное подразделение, которое, среди прочего, занимается выявлением поддельных паспортов, было создано в организации еще в 1930 году. Сегодня в его распоряжении также обширная база данных об украденных или потерянных документах, которая была создана в 2002 году после сентябрьских терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне. В нее заносят сведения обо всех украденных, потерянных, аннулированных паспортах, а также о краже бланков. Полиция всех 194 государств-членов Интерпола имеет доступ к этой базе данных. По состоянию на август 2019 года в ней хранилась информация о 90 млн документов, предоставленная 179 странами. Только за минувший год к базе данных Интерпола обращались два миллиарда раз.