За четыре года нацистская партия превратилась из маргинала в ведущую политическую силу

За четыре года нацистская партия превратилась из маргинала в ведущую политическую силу

Взлет нацисткой партии в довоенной Германии был беспрецедентным: за четыре года она превратилась из маргинала в ведущую политическую силу страны. Стивен Лаккерт, сотрудник музея Холокоста в Вашингтоне и куратор постоянной выставки, посвященной нацистской пропаганде, рассказывает о том, как гитлеровцам удалось навязать жителям Германии свои идеи. Главная цель исторического экскурса – предотвращение повторения трагедии в будущем, сообщает ООН. 

«Я хотел бы привести цитату из «Майн Кампф» Гитлера о том, что нацизм как движение не предполагало мобилизации людей, довольных жизнью, — говорит Лаккерт. —  Оно было направлено на тех, кто чувствует себя обиженным судьбой, на тех, кто недоволен и настроен критически в отношении существующей действительности. И я думаю о том, насколько этот посыл актуален сегодня, когда столько людей недовольны общественными институтами, недовольны статусом-кво. Нацисты в двадцатых годах прошлого столетия смогли с успехом использовать в своих политических целях гнев и недовольство людей».

По его словам, на протяжении существования Веймарской демократии с 1918 по 1928 годы нацистов никто не воспринимал всерьез — в 1928 году у них было всего 12 мест из 500 в парламенте Германии. Но за четыре года нацистская партия превратилась из маргинала в ведущую политическую силу страны: в 1930 году они получили 107 мест, а на следующих выборах в 1932 году – уже 230 мест. Они увеличили число своих мандатов с 12 до 230 в течение нескольких лет. «Никто до них не добивался столь стремительного успеха в политической истории Германии или мира, — говорит Лаккерт.  – Им удалось получить симпатии миллионов немцев, которые до того момента никогда не представляли, что будут голосовать за столь экстремистскую партию».

Как же им это удалось? 

«Они противопоставили себя истеблишменту, — объясняет эксперт. —  Лидер партии Адольф Гитлер преподносил себя избирателям как человека, никогда не занимавшего политической должности, человека, ставшего гражданином Германии незадолго до того, как решил баллотироваться. Движение нацистов превратилось в гитлеровское движение. Они сделали своим символом свастику. Гитлер придумал этот логотип, соединив свастику – древний символ, который можно найти во многих культурах, – с цветами имперского флага Германии — красным, черным и белым. Они использовали язык рекламы в своих политических целях».

Но главным был, конечно, не логотип, а привлекательный посыл. «Гитлер предложил людям свободу и хлеб, работу и хлеб. Это замечательные лозунги, которые многим пришлись по душе. Нацисты не говорили, как им удастся этого добиться. Но им верили на слово. Когда люди переживают экономические трудности, они охотно голосуют за обещания, и никто не решится выступить против таких инициатив».

Миллионы немецкой молодежи присоединились к гитлеровцам задолго до того, как это стало обязательным.

«Нацисты понимали важную роль развлечений для продвижения своих идей. Взять, например, настольную игру, выпущенную частным производителем в 1938 году. Цель игроков – «набрать» как можно больше евреев, отняв у них предприятия. «Набравший» шесть евреев – выигрывает. А в нижнем углу игровой карты написано – «Отправь их в Палестину».

Игра отражала главный посыл нацистов о том, что все евреи должны покинуть Германию, поскольку они были «чуждым элементом для германского общества». Многие люди, даже если они не были антисемитами, привыкли к антисемитизму и перестали даже замечать его проявления. Они просто никак не сочувствовали своим соседям».

Гитлеровская пропаганда культивировала равнодушие и индивидуализм, успешно используя главные идеалы немецкого общества.

«Гитлер знал, что немцы не поддержат войну с целью захвата новых территорий. Но они поддержат ее, если речь будет идти о защите их семьи. Они обвиняли евреев в стремлении уничтожить немцев. Они внушали людям, что евреи стояли за всеми вражескими государствами, которые воевали с Германией. В своей пропаганде – и я думаю, это было очень важно для многих — нацисты объясняли людям, что те не должны лично убивать своих соседей, как это, например, происходило позднее в Руанде. Нацисты говорили своим гражданам – вам не нужно этого делать, позвольте государству защитить вас. И людям было гораздо легче с этим согласиться – я никого не убивал, я просто не сопротивлялся, я просто отвернулся от своих соседей-евреев, я не знал, что их убьют. Психологически гораздо легче принять такую позицию».

Насколько усвоены уроки прошлого?

Может ли повториться трагедия? Стив Лаккерт говорит, что может. Он привел результаты исследования, проведенного учеными Стэнфордского университета. В нем приняли участие 8 тысяч студентов и школьников, в том числе из престижных университетов. Подавляющее большинство из них оказалось неспособно отличить серьезные новости от откровенной фальшивки, вброшенной в интернет с целью пропаганды или просто для развлечения. Стив Лаккерт считает это серьезной угрозой для демократии.

 НАШ ГРАД