Российской журналистке Светлане Прокопьевой грозило шесть лет колонии

Российской журналистке Светлане Прокопьевой грозило шесть лет колонии

Прокуратура запросила для псковской журналистки Светланы Прокопьевой, обвиняемой в оправдании терроризма, шесть лет колонии общего режима и четырехлетний запрет на профессиональную деятельность.

6 июля в Псковском гарнизонном военном суде состоится оглашение приговора, сообщает Московская Хельсинкская Группа. 

Не все из нас могут приехать в Псков, чтобы в зале суда выразить поддержку Светлане Прокопьевой. Но мы не можем остаться в стороне.

Оправданием терроризма обвинение считает попытку журналиста разобраться в его причинах и высказанное в этой связи мнение, что ответственность за террористические преступления лежит и на государстве.

Мы убеждены – в действиях Светланы Прокопьевой нет состава преступления. Выполняя свой профессиональный долг, журналист вправе свободно распространять информацию не только о событиях, но и об идеях, и высказывать свое собственное мнение по волнующим общество событиям. Гражданская позиция журналиста – в традициях отечественной журналистики.

Европейский суд по правам человека, рассматривая жалобы на нарушения свободы слова, многократно защищал свободное участие журналиста в общественно важных дискуссиях, его право на оценочные суждения по политическим вопросам.

Мы убеждены – уголовное дело Светланы Прокопьевой имеет откровенно политический, показательно расправный характер и ставит целью запугать российских журналистов. Когда за политическое суждение прокурор требует посадить журналиста на шесть лет, когда работа журналиста приравнивается к преступлению – это убивает профессию.

3 июля Светлана Прокопьева сказала в своем последнем слове: «Мне не страшно критиковать государство. Мне не страшно критиковать правоохранительную систему и говорить силовикам, что они порою не правы. Потому что я знаю, что по-настоящему страшно станет, если я этого не скажу, если никто не скажет».

Мы восхищаемся мужеством Светланы Прокопьевой. Приговор по ее делу может быть только оправдательным.

 

Подписи:

‒        Лев Левинсон, Институт прав человека

‒        Юрий Джибладзе, Центр развития демократии и прав человека

‒        Наталья Таубина, Фонд «Общественный вердикт»

‒        Александр Верховский, Информационно-аналитический центр «Сова»

‒        Сергей Давидис, Правозащитный центр «Мемориал»

‒        Олег Орлов, Правозащитный центр «Мемориал»

‒        Вячеслав Бахмин, Московская Хельсинкская Группа

‒        Дмитрий Макаров, Московская Хельсинкская Группа

‒        Светлана Астраханцева, Московская Хельсинкская Группа

‒        Андрей Калих, независимый журналист, правозащитник

‒        Анна Шароградская, Институт региональной прессы

‒        Валентин Гефтер, правозащитник

‒        Александр Черкасов, Правозащитный центр «Мемориал»

‒        Александр Петров, Московская Хельсинкская Группа

‒        Галина Арапова, Центр защиты прав СМИ

‒        Николай Сванидзе, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

‒        Алла Фролова, ОВД-ИНФО

‒        Григорий Дурново, ОВД-Инфо

‒        Юрий Костанов, Московская Хельсинкская Группа

‒        Борис Альтшулер, Московская Хельсинкская Группа

‒        Светлана Ганнушкина, Комитет «Гражданское содействие»

‒        Каринна Москаленко, адвокат

‒        Магомед Муцольгов, правозащитник

‒        Наталия Дзядко, Центр содействия реформе уголовного правосудия

‒        Ян Рачинский, Международное общество «Мемориал»

‒        Антон Бурков, Центр стратегических судебных дел

‒        Святослав Хроменков, ИРПОО Сибирь без пыток

‒        Алексей Соколов, Ассоциация «Правовая основа»

‒        Ирина Протасова, правозащитница

‒        Леонид Петрашис, АНО «Общественный контроль»

‒        Наталия Евдокимова, Правозащитный совет Санкт-Петербурга

‒        Елена Шахова, СПБ ОО «Гражданский контроль»

‒        Алексей Головань, Центр «Соучастие в судьбе», Московская Хельсинкская Группа       

‒        Валерий Борщев, Московская Хельсинская Группа

‒        Сергей Лукашевский, Сахаровский центр, Московская Хельсинкская Группа

‒        Сергей Кривенко, правозащитник

‒        Александр Подрабинек, правозащитник, журналист

‒        Яна Гельмель, юрист АНО «Независимость и Право»

‒        Роман Качанов, МОО «Межрегиональный центр прав человека»

‒        София Иванова, правозащитник

‒        Сергей Подузов, правозащитник

‒        Валентина Череватенко, Фонд «Женщины Дона»

‒        Ольга Сидорович, Институт права и публичной политики

‒        Марина Агальцова, адвокат, Правозащитный Центр «Мемориал»

‒        Ольга Алексеева, Солдатские матери Санкт-Петербурга

‒        Александр Горбачев, Правозащитный совет Санкт-Петербурга

Второй западный окружной военный суд на выездном заседании в Пскове в понедельник признал журналистку Светлану Прокопьеву виновной в оправдании терроризма, сообщает «Интерфакс».

«Признать виновной по части 2 статьи 205.2 УК РФ и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 500 тысяч рублей», — говорится в приговоре судьи.

После оглашения приговора из зала суда раздались выкрики с осуждением решения суда, поскольку журналистскую деятельность не следует приравнивать к терроризму.

Приговор будет обжалован

Сама Прокопьева заявила, что намерена обжаловать приговор. «Я не рассчитывала на то, что меня признают невиновной. Будем обжаловать», — сказала Прокопьева журналистам, отвечая на вопрос, довольна ли она приговором.

Защита журналистки обратится в следственное управление по республике Хакасия с просьбой проверить последнюю экспертизу по делу, сообщил «Интерфаксу» адвокат Виталий Черкасов в понедельник.

«Подаем заявление в отношении (экспертов) Якоцуц и Байковой о даче заведомо ложного заключения (статья 307 УК)», — сказал Черкасов. Он добавил, что защита будет добиваться полного оправдания Прокопьевой.

«Я считаю, главный вопрос – это то, что она осталась на свободе и суд даже не лишил ее права заниматься журналистской деятельностью, о чем просил прокурор», — подчеркнул адвокат.

Светлана Прокопьева заявила после оглашения приговора, что останется в профессии. «Да. Самый большой успех – что мне не запретили заниматься моей профессией», — сказала она у здания суда, отвечая на вопрос, продолжит ли заниматься журналистикой.

Она отметила, что будет рассчитывать на «еще большее признание своей невиновности, чем просто отсутствие реального срока».

«Конечно, мы подадим апелляцию, потому что 500 тысяч – многовато, я считаю, для невиновного человека (…). Я продолжаю настаивать, что в тексте не было оправдания терроризма. Никогда я не оправдывала терроризм и не буду оправдывать терроризм. Странно, что меня вообще в этом заподозрили», — отметила она.

Дело Светланы Прокопьевой

В ноябре 2018 года в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в Пскове вышла программа Прокопьевой, где она анализировала теракт, совершенный на территории страны, и высказала свое мнение о действиях террориста. Текст прозвучал в эфире псковского «Эха Москвы», а затем был опубликован на сайте аффилированного с этой радиостанцией издания «Псковская лента новостей». В колонке журналистка рассуждала о причинах взрыва, совершенного в здании ФСБ в Архангельске 31 октября 2018 года: тогда 17-летний Михаил Жлобицкий принес в здание самодельное взрывное устройство, при взрыве которого погиб, а трое сотрудников ведомства были ранены.

По мнению следствия, в своей программе Прокопьева допустила оправдание терроризма. 20 сентября 2019 года следствие предъявило ей обвинение. В марте 2020 года расследование дела было завершено, надзорное ведомство утвердило обвинительное заключение. В середине июня дело начали рассматривать в суде.

3 июля гособвинитель попросил суд приговорить журналистку к шести годам колонии и запретить ей заниматься журналистикой в течение четырех лет. Он назвал ее преступление полностью доказанным и обратил внимание на «общественную опасность содеянного».

Союз журналистов России рассчитывал на оправдательный приговор Прокопьевой, так как не считает, что в ее словах, ставших основанием для уголовного дела, было оправдание терроризма, заявил «Интерфаксу» председатель СЖР Владимир Соловьев.

Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов ранее в разговоре с «Интерфаксом» назвал дело в отношении Прокопьевой политическим.

В пятницу и субботу пикеты в поддержку Прокопьевой прошли в Москве и Пскове.

НАШ ГРАД