«От лодки нельзя оторвать взгляд – она завораживает, притягивает, околдовывает»

«От лодки нельзя оторвать взгляд – она завораживает, притягивает, околдовывает»

музей1 лодкаНа Волыни почти два года тому назад была найдена древняя двенадцатиметровая(!) лодка. Артефакт чудом стал достижением государства – черные археологи попросту не смогли утаить, а позже присвоить дорогую находку.

— Летом 2015 года в результате засухи и следовательно обмеления реки Стырь, у села Старосилля Маневицкого района Волынской области черные археологи попытались достать из воды деревянный старинный предмет, — рассказывает директор Маневицкого краеведческого музея Петр Хомич. —  Они копали лопатами, задействовали ломики и даже технику, однако у них ничего не получалось. Время шло, черные археологи все больше привлекали к себе внимание людей. Слухи о необычной находке, которую невозможно достать со дна реки, дошли до меня. Я тут же поспешил на место обнаружения вместе с работниками Старосельского сельского совета, милиции и СБУ. Торчащий из-под воды деревянный предмет был похож… на судно огромных размеров. На глубине примерно четырёх метров виднелись его контуры. При детальном осмотре было выявлено, что черные археологи пытались достать артефакт с помощью экскаватора.

Составив соответствующий акт, была выставлена охрана из сотрудников милиции. Поднимать артефакт нужно было максимально быстро. Природные условия  могли ухудшить состояние лодки. К тому же, к уникальной находке было приковано чрезмерное внимание. Люди взбирались на торчащий из-под воды край лодки, чтобы сфотографироваться, и могли в любой момент ее повредить.

Я обратился к местной громаде за помощью. Пока длились поиски крана, без него поднять громадину было нереально, я параллельно связался с волынскими учеными, которые посоветовали немедленно внести лодку в реестр культурных памяток подводной археологии. И спешка действительно пригодилась! Оказывается, черные археологи… наняли адвоката, который согласился оказать помощь в оформлении уникальной находки, как обычного клада.

В поднятии лодки участвовало большое количество людей. Я благодарен предпринимателю Пету Мицельскому, который бесплатно выделил свой кран.  Предпринимателю Богдану Киричику, который технически подсказывал, как правильно поднять великана наверх. Поднимали его почти сутки. Селяне, которые с интересом наблюдали за происходящим, приносили нам из дому еду и воду. Мы всем благодарны за поддержку.

Когда чудо-лодку, наконец, вытянули на поверхность – все ахнули! Находка оказалась внушительных размеров — длина 12 м 20 см, ширина 75 см, глубина 95 см, вес 4 тонны.

— Лодка была укрыта трехметровым шаром земли с глиной, — продолжает Петр Никитович. – Она веками(!) хранилась под водой и моментально отреагировала на реакцию с воздухом. Поэтому сразу после того, как мы привезли лодку в Маневичи, для начала вернули ее обратно воду. В поселок тут же съехались ученые с Хортицы, Луцка и Киева. Хортицкие археологи привезли с собой консервант, которым нужно обрабатывать лодку на протяжении длительного времени. Консерванта, привезенного учеными, хватило на несколько месяцев. Потом деньги на его закупку в сумме 27 тысяч выделила Маневицкая районная администрация, позже 40 тыс. грн. Волынская областная государственная администрация.

Сейчас лодка закреплена в полуподвешенном состоянии, внутри вделаны небольшие доски, которые берегут ее от деформации. Она орошается спец раствором ежедневно внутри и снаружи. На это уходит несколько часов. На протяжении года ее обрабатывали дважды в день, теперь один раз в сутки. Как нам объяснили ученые, на лодке должна закрепиться защитная пленка, которая уже  стала проявляться. Когда ее слой будет достаточным, орошать можно будет не так часто. Орошение консервантом укрепляет структуру лодки. Раньше ее древесина была мягкой, в нее входила игла. Сейчас она стала значительно прочнее.

Если консервантом мы обеспечены, то есть другие важные вопросы, которые также требуют немедленного решения. Сейчас лодка хранится у частного предпринимателя, который бесплатно согласился временно предоставить место для  исторической ценности. Однако, там условия далеки от идеальных – пыльный ангар не приспособлен для хранения музейных реликвий. Предприниматель, так же, как и мы рассчитывал, что очень скоро найдется более достойное место для артефакта. Однако, уже почти два года дело не сдвинулось с мёртвой точки. Вопрос о хранении лодки поднимала Народный депутат Ирина Констанкевич, она обращалась в различные инстанции с требованием обратить внимание на историческую ценность. Но пока, как говорит народная мудрость, воз и ныне там. К сожалению, кроме отечественных и зарубежных ученых больше никто существенно не заинтересован в сохранении уникального судна.

Уникальность подтвердили ученые Швеции, Литвы и Польши, которые специально приезжали обследовать находку.  Профессор Вильнюсского университета заметил, что это может быть вовсе не лодка, а древний корабль. Иностранные ученые единодушны во мнении, что такого исторического памятника нет не только в Европе, но и во всем мире.

Помню, когда впервые к нам приехали литовские ученые, они планировали у нас пробыть не более двух часов. Еще в письме нас предупредили, что быстро отсканируют артефакт и поедут по другим делам. Однако, когда они увидели лодку, то… несколько часов ничего не делали, просто любовались. Только в конце дня ученые вспомнили, зачем приехали и принялись за работу. Хочу сказать, что те, кто не видел лодки «вживую», сначала скептически к ней относятся. Но потом не могут оторвать взгляд – она завораживает, притягивает, околдовывает.  Видео и фото не могут передать всей той мощи и великолепия.райадминистрация лодка

Профессор Ягеллонского университета просил разрешения, чтобы его студенты могли ездить на Украину за свой счет изучать процесс консервации и реставрации лодки. Шведы заявили, что необходимо создать для ее исследования отдельную лабораторию. Известный харьковский математик даже решил вычислить примерную скорость лодки. Он долго замерял ее со всех сторон и предположил, что она передвигалась на приличной скорости. Сейчас мы ждем от него письменные выводы.

— Что уже можно определённо сказать? – интересуюсь.

— Дендрологический анализ, который сделали шведские ученые, показал, что лодка изготовлена из огромных размеров ивы белой, — отвечает Петр Хомич. – По результатам радиоуглеродных исследований, проведенных в Центре подводных исследований университета города Клайпеды, лодка датирована 1350 годом. Много размышлений о том, для чего предназначалась лодка. Одни ученые предполагают, что для военных целей, другие не исключают, что на ней могли возить знать. На лодке вмещалось достаточное количество гребцов, охраны, прислуги, предположительно до тридцати человек! В корпусе лодки обнаружены металлические остатки каких-то предметов, украшенных фрагментом княжеского герба. Предположительно — это Радзивилловы или Острожские. В давние времена от Волыни до Киева был прямой водный путь, и лодка могла служить средством передвижения для вельмож. Не исключено, что судно оказалось затопленным в виду катаклизмы. Предположительно, был ураган, который смыл в воду целое селение.

— Когда лодку смогут увидеть все жалеющие? – спрашиваю у директора музея.

— Процесс консервации будет длиться до лета, затем начнется процесс реставрации, — объясняет Пётр Никитович. — То есть, лодку «подлатают», восстановят утраченные детали. Наконец, все завершится процессом музеефикации, когда можно будет представить артефакт большому числу людей. На это все уйдет от трех до пяти лет. За это время нужно придумать, куда определить лодку, найти ей дом. В идеале нужно построить музей специально для одного экспоната, такое практикуется в Европе. Наша лодка достойна подобного внимания. На строительство музея одного экспоната согласно проектной смете нужно пять млн. грн. К слову, у нас есть две лодки около четырех метров, которые также можно представить рядом с главным двенадцатиметровым экспонатом. Я прошу у представителей власти для начала хотя бы выделить 400 тыс. грн. на постройку специального ангара, где можно было бы хранить артефакт.

Как стало известно, черные археологи в тех же в Маневичах недавно нашли еще одну лодку, на этот раз восьмиметровую и сейчас пытаются ее продать. Сначала цена составляла двадцать тысяч евро, потом снизилась до пятнадцати и наконец, до десяти. Самое ужасное, что лодку никто не обрабатывает специальным консервантом, и она может рассыпаться и вообще ни кому не достаться! Сейчас ведутся переговоры, чтобы инкогнито передать ее ученым. И если на восьмиметровую лодку до сих пор не нашлось покупателя, то частные коллекционеры пытались купить старинного двенадцатиметрового великана за три миллиона гривен.

— Хочу однозначно заявить, что Маневицкий музей не продаст артефакт ни за какие деньги, — уверяет Петр Хомич. – К тому же, похоже, тот, кто мечтает приобрести нашу лодку, не до конца понимает, что вывезти из страны и продать такую вещь очень сложно и а может быть и не реально. Лодка внесена в государственный реестр музейного фонда Украины как экспонат Маневицкого краеведческого музея.

Мы долго спорили о том, как назвать уникальную историческую находку. Среди вариантов были «полесский моноскил», «полесский титаник», «старосильская лодка-довбанка». Пока сошлись во мнении, что артефакт должен носить имя «Маневицкая лодка».

Фото Маневицкого краеведческого музея и Маневицкой РГА.

Ленина БЫЧКОВСКАЯ

НАШ ГРАД