Скупщик: «Занижая вес изъятого янтаря, првавоохранители его воруют или придерживаются какой-то тактики?»

Скупщик: «Занижая вес изъятого янтаря, првавоохранители его воруют или придерживаются какой-то тактики?»

бурштин янтарь нелегалы старателиЯнтарь — это единственный ценный и самый распространенный вид ископаемых смол. В Украине установлены значительные размеры потенциально перспективных площадей, более 10 тысяч квадратных км, которые позволяют прогнозировать значительные ресурсы качественного янтаря, считает директор Отделения морской геологии и осадочного рудообразования академик НАН Украины Евгений Шнюков. Украина могла бы зарабатывать на «солнечном камне» миллиарды грн. ежегодно! Однако, для этого нужно перевести добычу в цивилизованное русло, как это сделано во многих странах, выполнить переоценку всех ресурсов янтаря, организовать его добычу. В первую очередь перекрыть канал нелегальной скупки янтаря. Пока же сотни скупщиков делают то, что игнорирует государство – богатеют на дорогом минерале. С одним из таких НАШ ГРАД побеседовал на условиях анонимности.

— Родной, украинский янтарь можно сразу определить, он намного лучше польского и калининградского, — рассказывает Владимир. — Наш более плотный, не крошится, прозрачный, красочный, из него получаются восхитительные ювелирные изделия. Копатели без георазведки научились определять цвет почвы, где чаще всего встречается янтарь, какого ожидать качества, цвета и размера. Больше всего ценятся цельные крупные куски. Скажем, за килограммовый камень могу заплатить от 8 до 10 тысяч долларов. Дорогие также камни с чем-то необычным внутри: насекомым, листком дерева, которое хорошо просматривается.

Основные мои перекупщики это китайцы и поляки. При перевозке солнечного камня используется в основном Львовская таможня и Харьковский аэропорт. Для того, чтобы янтарь не нашли при осмотре багажа, существует определенная такса. За каждый килограмм янтаря, зависимо от его фракции, нужно платить от 300 до 500 дол. Цена за взятку компенсируется в Польше примерно на 50%, а в Китае на 100%. Нужно сказать, что иностранные перекупы еще раз продадут янтарь у себя на родине, после чего он попадет на частные фабрики для дальнейшей обработки и… вернется к нам, но уже в виде различных ювелирных изделий.

Конечно же, можно было не реализовывать сырье за границу вообще, а создать множество мини фабрик по стране, открыть кучу рабочих мест и торговать готовой продукцией, получая миллиарды в госбюджет. Но видимо, нам с вами не понять замысел высоких чиновников. Им, наверное, виднее, по какой причине в Украине не спешат легализовать добычу янтаря. Не секрет, что большинство лучших мест, где особенно богаты залежи, подконтрольны столичным «предпринимателям», силовикам, депутатам. Последние никак не могут принять закон по янтарю, а мы удивляемся. Кто ж станет рубить ветку, на которой сидит?

— В последнее время правоохранители заметно активизировались и гоняют, как копателей, так и скупщиков. Ощутили ли вы на себе эту активность?

— На самих Клондайках все по-прежнему спокойно, — уверяет мужчина. – Если приезжает полиция, то ходит по лесу или болоту в поисках… трупов, засыпанных в копанках. Я уже знаю, если спустя несколько дней ко мне так никто и не подошел из оставленного неподалеку «Жигуля», обычно люди в конце смены продают добытый камень, значит, случилась беда, засыпало землей.

Участковому стабильно плачу за то, чтобы он меня «не замечал». Но сейчас могут поймать и изъять янтарь на трассе, когда возвращаешься с Клондайка. Тут есть один интересный момент. Мне не раз коллеги жаловались, что правоохранители существенно занижают вес янтаря, указывая изъятое в протоколах. Недавно это коснулось лично меня. Возвращаясь вечером с леса, меня задержали, изъяли 63 килограмма янтаря. На следующий день в новостях увидел свой микроавтобус, себя со спины и услышал цифру изъятого камня – 50 килограммов! Куда делись тринадцать? Вы скажите, я ошибся, не правильно посчитал. Да я каждый камушек знаю, который лежал в мешках расфасованный по фракциям. Потому что за каждый(!) заплатил валютой. У меня вопрос, занижая вес изъятого янтаря, правоохранители его воруют или придерживаются какой-то определённой тактики?

— Вам известно, что добыча янтаря изрядно разрушает природу и вы, скупщики, принимаете в этом активное участие?

— Для того, чтобы подойти к новому месту, старателям действительно приходится подрывать с корнем деревья, часто уничтожаются вековые дубы, — отвечает Владимир. — А сами копанки, доверху заполненные водой, которые расположены в пару метрах друг от друга, мало напоминают привлекательный пейзаж. К сожалению, экологическая проблема не так страшна по сравнению с людьми, заживо похороненными в янтарных копанках. Сколько точно погибло копателей, не известно, статистику никто не ведет. Там, где залежи янтаря залегают особенно глубоко, например в Олевском районе Житомирской области, старатели частенько натыкались на разложившиеся трупы. Поэтому есть смысл искать безвести пропавших людей именно на копанках.

«По оценкам специалистов, варварской добычей янтаря нанесен ущерб экосистеме на площадях около 185 гектаров. Восстановительные работы уже проведены почти на 40 гектарах. Техника работает ежедневно, в круглосуточном режиме работы. Ожидается, что будет отрабатываться за 24 часа до 5 гектаров», — сообщили в пресс-службе ГУ Нацполиции в Житомирской области.

По информации специалистов Института геологических наук – Украина вторая в мире по залежам янтаря. Ориентировочно в стране 300 тонн промышленных запасов янтаря, могли быть миллиарды долларов в год государственного дохода. А вот по информации источников в правоохранительных органах, сумма заработков правоохранителей, «крышующих» копателей  достигает… 75 тысяч долларов в месяц.

В последнее время янтарь изымают особенно часто и крупными партиями. Сообщения о нескольких десятках килограммов читателей уже не впечатляют.

«Во время обысков из помещения подпольного цеха изъято более 200 кг янтаря и 30 станков для его обработки. Цех по обработке камня функционировал в помещении автошрота в селе Антополь Ровенского района. Следственные действия проведены в рамках уголовного производства, которое расследуется органами полиции по ст. 198 УК Украины (приобретение, получение, хранение или сбыт имущества, полученного преступным путем). Стоимость изъятого янтарного камня устанавливается. Продолжается досудебное следствие», — сообщили в пресс-службе ровенской областной прокуратуры.

По нашей информации, мотопомпы полным ходом работают на Житомирщине и Ровенщине, а по некоторым данным они не переставали работать ни на минуту. При этом, правоохранители утверждают, что круглосуточно гоняют копателей. В Ровенской области, например, даже открыли четыре полицейские станции, в составе которых будут отряды спецназовцев, сообщает пресс-служба ГУ Нацполиции в Ровенской области. Они должны стабилизировать ситуацию с нелегальной добычей янтаря. Действуют такие отряды в Рокитновском, Владимирецком и Дубровицком районах. Полицейские общаются с подозрительными людьми и следят за общественным порядком. Живут среди местного населения. К пилотному проекту привлекли проверенных офицеров.

— Наша задача — сблизиться с людьми, потому что народ давно не видел настоящих полицейских, те не доезжали в отдалённые села. Будем учиться на ошибках, главное, чтобы люди не отвернулись, — говорит инспектор Гощанского отделения полиции Андрей Тимощук.

Продлится эксперимент два месяца. Полицейские надеются, что за это время люди привыкнут к новым соседям. И такими постепенными шагами в депрессивных районах удастся вернуть доверие людей к правоохранителям и власти. Но на этом создание полицейских станций не завершено. Решается вопрос по настройке работы в других населенных пунктах северных районов региона.

Между тем полицейской новацией довольны не все, некоторые общины отказались от усиленной охраны. Если в Ельне Рокитновского района и Перебродах Дубровицкого жители с пониманием отнеслись к соседству с полицией, то в Старом Селе Рокитновского района и Воронках Володимирецкого возмутились. Люди даже по этому поводу организовали сход села. Объяснили так: преступников в селе нет, и благодаря янтарю дворец себе никто из местных жителей не построил.

— Покажите здание сельсовета, как мы заходим и боимся выйти, покажите школу, — возмущается Валентина Холодько, жительница села Воронки. — Нет ни спортивных площадок, ничего в селе. Нашли за селом 25 километров, якобы там есть янтарь. Ходят ребята с шестами, сделались, как амфибии в воде. У них ни машин, ни палацев, они зарабатывают только себе на пропитание. А в семьях растут по 8, 12, 16 детей, их нужно кормить.

Вместо создания полицейской станции селяне просят выделить деньги на дорогу, школу и сельсовет, находящийся в аварийном состоянии. Мол, если здесь будет жить лучше, то и закон никто не станет нарушать.

По словам Воронковского сельского председателя Леонида Хомича было принято решение, чтобы в селе работали два участковых, но… без поселения, дескать, правоохранители, чтобы приезжали, исполняли свои обязанности, потому что люди отказываются, не доверяют, не желают, чтобы в село пришла Нацгвардия. Руководство полиции пыталось заверить селян, что спецназовцы будут не наказывать, а защищать.

Но люди пока не верят полиции.

— Вы сначала увольте своих работников, которые ходят по дворам и требуют деньги с тех, кто не платит за мотопомпы, — говорят селяне. — При Януковиче нас пугали, что пристрелят в лесу, сейчас пытаются ущемлять. Но уже не выйдет. Мы на Майдане стояли за свободу, и никто нам не запретит распоряжаться нашей землёй. Если хотите, чтобы мы прекратили нелегальную добычу, узаконьте янтарный промысел.

Ленина БЫЧКОВСКАЯ

НАШ ГРАД