Нелегальный добытчик: «Люди моют янтарь целыми селами, от мала до велика»

Нелегальный добытчик: «Люди моют янтарь целыми селами, от мала до велика»

бурштинУкраинский янтарь весьма качественный и поэтому цениться во всем мире. И если за границей распространенные коричневые, вишнево-красные, желтые цвета янтаря, то украинский «солнечный камень» еще и желто-зеленый, светло-желтый, синевато-зеленый, белый и черный. Специалисты утверждают, что в нашей стране самые богатые залежи янтаря. Больше всего его на Ровенщине, Житомирщине и Волыни. Однако, почти все добычи этой ценной смолы — нелегальные. Одним из таких нелегалов журналист побеседовала на условиях анонимности. Рассказ моего собеседника шокирует.

— Люди моют янтарь целыми селами, от ребенка до пенсионера, — рассказывает нелегальный добытчик «солнечного камня» Антон. – За покупку мотопомп, пожарных рукавов, тракторов и другой техники они отдают последнее. Мой кум, который вернулся с заработков, привез хорошие деньги и решил купить дом. Я ему говорю: «Ты, что с ума сошел? Такие деньги тратить зря! Лучше купи мотопомпу, через год вернешь свои доллары и заработаешь детям на учебу.

— Кум послушал? – интересуюсь.

— Еще бы! — восклицает Антон. – Спустя три года после этого он уже второй двухэтажный особняк достраивает. И все равно не доволен, сказал, что я… плохой человек, потому что поздно поведал о таком заработке. Ведь кум на то, чтобы 20 тысяч долларов заработать, полжизни провел за границей, вдали от семьи. А на янтаре он те же деньги выручил за полгода. Конечно, в этом бизнесе есть свои нюансы: многое зависит от хорошего места, количества, качества, размера янтаря. Чем больше камень, тем дороже.

Хотя еще два года назад «освоить» урожайное место даже за хорошие деньги было о-о-очень трудно. Дело в том, что там, где янтаря видимо-невидимо, работали бандюги, люди губернатора, прокурора, СБУ, последние же контролировали, чтобы не было левых бригад. Всех остальных либо не пускали, либо загоняли в болото, где, в отличие от леса, не так много «солнечного камня». Намыл его или нет, а денежки уплати. С одной мотопомпы брали тысячу долларов в неделю. У простых работяг одна-две мотопомпы, а у копателей, которые работают на высоких чиновников, по несколько десятков. Сколько можно за день намыть! Стоимость одной мотопомпы колеблется от 3 до 10 тыс. долларов США. Чем выше цена, тем больше мощность, например хороший агрегат способен перекачивать до 30 литров воды в секунду. Большой напор закачиваемой воды под грунт выталкивает легкий янтарь наверх. Пласты залегают на глубине нескольких метров, что делает их довольно доступными для разработки. Воду закачивают с помощью пожарных рукавов, которые иногда растягиваются на несколько километров. Цена пожарных рукавов зависит от производителя. Отечественные дешевле, а иностранные, более качественнее, которые способны выдерживать высокое давление, и служат для откачки воды, значительно дороже.

После Майдана «солнечный камень» стал доступнее не только бандитам, но и простым людям. Поначалу «кришевателей» вообще не было и люди работали бесплатно, то есть на себя, не платили ментам. Тысячи копателей, в том числе из райцентра и области, массово бросились мыть янтарь. Так было недолго, пока не назначили нового начальника областной милиции. А тот быстро сориентировался, решил изгнать копателей из лесов или дать им возможность платить за спокойную работу. Сначала с нас потребовали дикие «налоги», хуже, чем мы платили Януковичу младшему. Конечно же, народ взбунтовался, в ответ начались погромы, наезды, стрельба, отбор «инструмента». Менты в райотделе ставили макеты мотопомп, а оригинальными, отобранными у нас, в нерабочее время работали в лесу. Мы им мешали, они нам. Сейчас, к счастью, договорились. Заплатил и иди работай. Мы даже трудимся практически рядом с ментовскими бригадами. А что милиционеры не люди? Они нас не трогают и даже предупреждают о «внезапных» наскоках.

бурштин1Возле особо «урожайных мест» сооружены охраняемые блокпосты. Иногда блок-пост перекрывает целое село. За блокпост можно проникнуть только уплатив мзду. Не платят разве что местные пенсионерки, но только по предъявлению паспорта с пропиской.

Если блок-пост — значит там нелегальных старателей особенно много. Чтобы попасть работать туда, нужно заплатить полторы тысячи долларов… ежедневно. Из этой суммы вычитается за ментовскую «слепоту» и охрану. Им же поесть, попить нужно и домой зарплату принести. Но игра стоит свеч, потому что можно намыть янтаря в разы больше внесенной суммы.

Я хожу на работу, так же как все люди. Только одни ходят на предприятия, а я в лес. И если вы получаете зарплату в конце месяца, то я сначала плачу за разрешение день поработать. А потом продаю намытое за неделю или за месяц. И так ежедневно из года в год…

— А как же милицейские сводки типа «поймали, задержали»? В последнее время особенно активно задерживают нелегальных добытчиков янтаря, – удивляюсь.

— Час от часу нас штрафуют… по очереди, — ошарашивает ответом Антон. — Это же святое – поймать, так сказать, с поличным. В этом месяце тебя «поймают», а в другом меня. Я уже дважды платил штраф, а последний раз получил условный срок за «незаконную добычу полезных ископаемых». Так это же ничто по сравнению с тем, что мы зарабатываем.

— Вы желаете легально трудиться, приносить себе пользу и родному государству? – спрашиваю у мужчины.

— Очень хочу, только одного хотения мало, — признается Антон. – Не один я готов купить лицензию, платить налоги. В открытую мы отказывались платить милиционерам, перекрывали трассы, требуя легализации нашей работы. Взывали к президенту, к журналистам. Ожидали Закон, который позволит ходить на работу официально, запретит обогащать кришующих чиновников. Законопроект предусматривает создание янтарной биржи, где предполагается обязательная продажа янтаря. Но государству нет до нас дела. Видно, большим бонзам выгодно, чтобы все оставалось, как есть.

Действительно, лицензии на добычу янтаря имеют только две фирмы: государственное предприятие «Янтарь Украины» и частное общество «Солнечное ремесло». Последнее добывалось разрешения семь лет!

— Для того, чтобы получить все разрешения, нужно пройти, если в годах, не менее 3-4 лет, — подтверждает Ровенскому агентству журналистских расследований директор департамента экономического развития и торговли Ровенской ОГА Игорь Тимошенко. — Это надо пройти два распоряжения Кабинета Министров. Первое распоряжение предоставит разрешение на разработку проекта землеустройства. Второе распоряжение Кабмина, уже после того как разработал проект землеустройства, утвердит этот проект. Получить все эти проекты, распоряжения, все равно, что пройти круги ада.

— Когда ты хочешь работать в правовом поле, то тебе на пути странным образом встают чиновники и силовые структуры, — рассказывает соучредитель ООО «Солнечное ремесло» Галина Симха. – Все они, так или иначе, вредили нам частыми проверками и даже попыткой рейдерских захватов предприятия.

Государственное предприятие «Янтарь Украины» является единственным предприятием с полным циклом переработки янтаря от его добычи до реализации готовой продукции. Госпредприятие добывает несколько тонн «солнечного камня» в год. В то время, как в Украине по самым скромным подсчетам нелегально добывается десятки(!) тонн.

Житомирский журналист Александр Николайчук, которого недавно жестоко избили за ретивый интерес к янтарной теме, сообщил, что по информации скупщиков, только за три месяца у населения было скуплено янтаря на 700 млн. грн.

— Если сегодня высшие руководители заявляют, что война стране обходится около 6-7 млн в день, то хочу отметить, что во столько же обходиться незаконный промысел янтаря, — уверяет Александр Николайчук. — Если этот бизнес узаконить, то госбюжет наполниться огромными суммами.

Нелегальная добыча янтаря у нас началась в 80-х годах прошлого века. С середины 90-тых его догадались добывать не с помощью лопат, а мотопомп. Промышленных масштабов промысел приобрел в последние несколько лет. Подогрели интерес зарубежные заказчики, которые стали давать контрабандистам хорошую цену за янтарь, последний везут преимущественно в Прибалтику, Польшу и Китай.

Масштабы экологических последствий нелегальной добычи янтаря шокируют. Во время хаотичной добычи образуются большие ямы, мотопомпами размывается грунт, деревья усыхают, часто их специально вырубают, чтобы не мешали работе мотопомп.

Начальник Управления МВД Украины в Ровенской области Сергей Максимов 21 июля выезжал в Сарненский район, так сказать янтарную столицу, чтобы поймать незаконных добытчиков янтаря. Обнаружилось их много и разного возраста.

— Пенсионерка Надежда с мужем взялись за лопаты не ради обогащения, — уверяет пресс-служба ровенской областной милиции. — Он — инвалид второй группы, живут на мизерную пенсию. Говорят, что были бы рады легализации добычи янтаря. Старались трудиться ради наполнения госбюджета, впрочем рассчитывают и на небольшой процент себе на жизнь. Жалуются, что в основном население без работы, потому и вынуждено заниматься этим промыслом. Неподалеку от пенсионеров в окопах «осели» молодые парни. Ребята рассказывают, чтобы оплачивать обучение, необходимы средства. У безработных родителей едва хватает денег на питание, поэтому студенты на каникулах решили подзаработать. Сколько накопали камней, не сознались, но сказали, что тяжелый физический труд того стоит.

На копальне были замечены и дети, которые работали наравне с родителями, чтобы все вместе улучшить свое материальное положение. А между тем от Сарненских ландшафтов, остались одни кратеры.

— Залежи янтаря на Ровенщине пролегают на разной глубине более чем девяти тысячах квадратных километров, — сообщил начальник УМВД Украины в Ровенской области Сергей Максимов. — Несанкционированная добыча янтаря осуществляется в пяти районах области. Выставить по милиционеру во всех местах, где незаконно добывают янтарь, невозможно. Всего личного состава у нас насчитывается две с половиной тысячи. Полностью направить всех милиционеров для прекращения работы незаконных старателей мы не в состоянии, поскольку останутся областной центр и другие районы без правоохранителей. К тому же, когда поступает сообщение из крайнего села Рокитновского района, то следственно-оперативная группа, которая выезжает из райотдела, может добраться до места происшествия только через час-полтора, поскольку в северных районах болотистая местность. Часто приходится преодолевать большие расстояния пешком. За это время нелегалы успевают покинуть место промысла.

Есть случаи, когда при выезде работники милиции правоохранители получали сильное сопротивление значительного количества старателей. Как следствие, это приводит к реальной угрозе противостояний с возможными человеческими жертвами и материальными потерями. Местное население этих районов, прочно защищая залежи янтаря, противодействует действиям правоохранителей, привлекая к противостояниям не только женщин, но и детей. В этом году были случаи, когда местные жители применяли оружие, палки, камни, словом, все, что попадалось под руки.

янтарь2И все-таки с начала года мы уже изъяли 79 мотопомп, 20 единиц транспорта, три электрогенератора, более 50 килограммов янтаря-сырца на общую сумму почти четыре миллиона гривен и задержали 127 человек, причастных к незаконной добычи, однако рейды милиции проблемы не решат, поскольку необходимо вносить изменения в законодательство. Одними репрессивными методами и методами давления эту проблему не решить. Пока в правовом поле этот вид деятельности не найдет регламентации, эта проблема будет только усиливаться. Из-за несовершенного законодательства невозможно эффективно противодействовать этому виду преступления, поскольку, согласно санкции статьи 240 Уголовного кодекса Украины, нарушение правил охраны недр не относится к тяжким преступлениям, не позволяет проведения определенного комплекса оперативно-розыскных мероприятий и не дает возможности документировать лиц, являющихся непосредственными организаторами незаконной добычи янтаря, которые оплачивают работу старателей и сбывают добытый камень. Как следствие — к ответственности привлекаются только лица, совершившие незаконную добычу янтаря, то есть рядовые исполнители, а это, как правило, местные жители.

Между тем Министерство экологии отзывает все разрешения 2015 года и не будет предоставлять новых, пока Рада не примет соответствующие законы. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства. Украине, мол, нужен закон, который установит правила добычи янтаря. Кроме коммерческой стороны вопроса, законодательство должно также побеспокоиться об экологии. Например, законы должны обязывать бизнес брать на себя ответственность за рекультивацию территорий, на которых разработка закончена.

Хаотичная добыча янтаря привела к тому, что в Ровенской области за последние годы уничтожено плодородный слой почвы на площади более 150 га земли, повреждено более 400 га леса, в Житомирской — повреждено почти 200 га земель лесного фонда. Об этом заявила заместитель Министра экологии и природных ресурсов Светлана Коломиец. По ее словам, проблема требует немедленного решения, ведь экологические последствия от незаконной добычи янтаря варварскими методами, катастрофические.

«Мы рассчитываем, что уже в сентябре будет принят закон, который установит легальные правила добычи янтаря и механизмы проведения природоохранных и восстановительных работ. Если соответствующий закон не будет принят в ближайшее время, мы будем предлагать объявить территорию массового незаконной добычи янтаря зоной чрезвычайной экологической катастрофы, к моменту принятия документа. Но подобную инициативу мы рассматриваем исключительно как крайняя мера», — заявила Светлана Коломиец.

Такая практика уже применялась в 2010 году, когда зоной чрезвычайной экологической ситуации были объявлены город Калуш и села Кропивник и Сивка-Калушская Калушского района Ивано-Франковской области. Тогда из-за отходов местного химического предприятия «Ориана» в окружающую среду могло попасть около 2 миллионов кубометров ядовитых веществ. Введение режима зоны чрезвычайной экологической ситуации предусматривает обязательное выделение средств из государственного и местных бюджетов, резервного фонда Кабинета Министров Украины или других источников, не запрещенных законодательством.

«Главное, что необходимо понимать — запасов янтаря хватит еще на несколько лет, а люди и дальше будут жить на этих землях. Оставить ситуацию в том состоянии, в котором она есть сегодня — значит в будущем обречь местных жителей на гуманитарную катастрофу », — отметила Коломиец.

Украина занимает второе место в мире по запасам янтаря, при этом отличается самым высоким в мире процентом янтаря ювелирного качества в залежах. Несмотря на это, сегодня «солнечного камня» обогащает преимущественно организованные преступные организации. Миллионы гривен идут мимо бюджета.

Ленина БЫЧКОВСКАЯ

НАШ ГРАД