В московскую «Матросскую тишину» за деньги можно пронести хоть ядерную бомбу
Пятеро сотрудников московского СИЗО №1, именуемого в народе «Матросская тишина», попались на вымогательстве более 10 миллионов рублей у арестованных. Об этом сообщает Московская Хельсинская группа. Адвокаты и правозащитники не удивлены. По их словам, поборы с арестантов — обычная практика. За деньги в СИЗО можно пронести «хоть ядерную бомбу».
Аферу сотрудники «Матросской тишины» решили провернуть вместе с одним из осужденных, неким криминальным авторитетом. Они вступили с ним в преступный сговор. Жертвами злоумышленников стали другие арестанты, находящиеся под следствием по делам экономической направленности. Угрожая им физической расправой, а также созданием невыносимых условий содержания в изоляторе, злоумышленники потребовали перечислить более 10 млн на банковские карты, оформленные на своих сообщников. Однако потерпевшие решили не платить и обратились в правоохранительные органы. Надзирателей задержали. Злоумышленниками оказались трое действующих, а также двое бывших сотрудников изолятора. Следственное управление СКР по Восточному административному округу столицы возбудило в отношении них уголовное дело по статье «вымогательство».
По словам бывшего сотрудника МВД адвоката Владимира Жеребенкова, история о надзирателях-вымогателях не является для него чем-то удивительным. Сотрудники СИЗО активно используют свое должностное положение, чтобы заработать на подследственных. «Будем откровенны: если человек имеет деньги, ему могут существенно улучшить условия содержания в изоляторе, даже дать возможность пользоваться Интернетом, я уж не говорю о мобильных телефонах и проносе наркотиков», отметил он. По словам защитника, «за деньги в СИЗО можно пронести все, что хочешь — хоть ядерную бомбу». Те, кто богат, будут сидеть в отдельной камере, для них создадут льготные условия с совсем другим питанием. «Я знаю случай, когда родители ежемесячно платили сотрудникам изолятора за то, чтобы их сын сидел в нормальной камере и его не трогали», — рассказывает юрист. Еще больше распространена практика мздоимства в колониях. «На зонах чуть ли не абонемент продают в бассейн или в баню. Я сталкивался с такими случаями, — продолжает Жеребенков. — Человека только отправляют на зону, а там уже знают, кто это, насколько человек богат и сколько с него можно получить. К сожалению, коррупция в этой системе сильно распространена. Это обычные реалии нашей тюремной системы», — резюмирует адвокат. Он отмечает, что такая система работает годами: деньги вымогают за перевод из одного СИЗО в другое, за положительные характеристики для условно-досрочного освобождения и другие «услуги».
Сотрудники же «Матросской тишины» попались случайно, полагает юрист, их подвели «неразумные требования». «Если бы они попросили 500 тысяч или 1 миллион, то прокатило бы. А тут люди просто обнаглели», — констатирует адвокат.
С ним согласен и правозащитник из Московской Хельсинкской Группы Валерий Борщев. Член Общественной наблюдательной комиссии Москвы, которая следит за условиями содержания под стражей арестованных, не раз слышал жалобы о поборах в СИЗО и на зонах от арестованных и их родных. «Они сообщают, говорят — разберитесь. Однако сами не хотят подавать официальные заявления», — рассказал правозащитник. По словам Борщева, причина проста: сидельцы просто боятся за свою жизнь и здоровье, их понять можно. «Однако, чтобы расследовать случаи коррупции и доказать все факты, нужны показания этих сидельцев», — отмечает правозащитник. Однако и в этих случаях следователи и прокуроры не склонны им верить. «Это очень осложняет борьбу с этим злом, а зло это тотальное, об этом говорят везде и всюду», — отмечает Борщев.
Следствие намерено обратиться в Преображенский суд Москвы с ходатайством об аресте задержанных. Поскольку они будут считаться «бывшими сотрудниками», в «Матросскую тишину» их не отправят. Лишь несколько московских изоляторов имеют камеры для данного контингента. Например, это «Бутырка», СИЗО № 4 и СИЗО № 5. В ближайшее время фигурантам должны предъявить обвинение. Если заявление коммерсантов о вымогательстве поддержат другие сидельцы «Матросской тишины», то потерпевших по делу станет больше, и это существенно усилит обвинение.