Незрячий человек может по акустике понимать, что он идет вдоль забора

Незрячий человек может по акустике понимать, что он идет вдоль забора

Четвертого января отмечают Всемирный день Азбуки Брайля, которая позволяет слепым и слабовидящим людям получать информацию. Но сегодня все большее место в нашей жизни занимает виртуальное пространство, а цифровой мир пока очень плохо адаптирован для людей с инвалидностью, сообщает ООН. 

Дмитрий Попов с детства незрячий. IT технологиями начал увлекаться еще в школе. Сегодня Дмитрий – специалист по цифровой доступности и консультант ООН. В интервью Анне Радомской он рассказал о том, как помогает людям с инвалидностью пользоваться преимуществами цифровых технологий.

АР: Что нужно для того, чтобы незрячий человек мог прочитать информацию на сайте?

ДП: Есть вспомогательные технологии, установленные на компьютер, часы, телефон, ноутбук. Это программа скрин-ридер, которая озвучивает то, что видит на экране.

Дмитрий включает ноутбук и показывает, как работает скрин-ридер. С помощью кнопок клавиатуры он наводит на разные иконки в мониторе, и роботизированный голос очень быстро произносит, что изображено на «рабочем столе».

АР: Какая быстрая скорость произношения! Я не понимаю, что говорит робот. Вы можете перевести?

ДП: Дело в том, что незрячие ведь тоже хотят работать быстро (улыбается), не хотят читать одну страницу по полчаса. Поэтому и такая скорость произношения (может быть до 400 слов в минуту). Роботизированный голос (кстати, был изобретен еще в 70-х годах) используется потому, что обычный человеческий голос не может говорить с такой скоростью. Но для незрячих людей слушать такой текст привычно, так удобнее – вот сейчас я как будто просто читаю текст. Человек может приспособиться ко всему: читать любым шрифтом, изучить любой язык, мозг перестраивается и воспринимает информацию в таком виде.

АР: Как должно быть адаптировано интернет-пространство, чтобы незрячие люди могли чувствовать себя в нем полноценно?

ДП: Интернет изначально задумывался как доступный. Компании, которые его создавали, сразу предусмотрели рекомендации, как его сделать доступным для разных людей, в том числе и для тех, кто, к примеру, не видит или не слышит, не может пользоваться двумя руками, бывают разные виды инвалидности. Тот, кто не может увидеть текст, читает скрин-ридером; для тех, кто не слышит, есть субтитры; у кого-то просто ослабленное зрение – важна контрастность; кто-то не может пользоваться мышкой. К примеру, для незрячего человека навести мышкой совершенно нереально. Я пользуюсь клавиатурой. Людям с нарушениями моторики тоже мышка не подойдет. Так вот нужно, чтобы сайты, программы, приложения были доступны при пользовании ими с клавиатуры.

Я хочу сказать, что мы, консультанты по доступности, не изобретаем велосипед, а просто берем уже существующие рекомендации и пытаемся имплементировать их в Украине.

У нас вызывает много вопросов как физическая доступность, так и цифровая. Часто сайты, которые хорошо выглядят и неплохо сделаны, недоступны для людей с инвалидность. Куда-то ты не можешь зайти, где-то зарегистрироваться, какую-то ссылку невозможно нажать, где-то нужно ввести число с картинки, где-то головой покрутить и увидеть подсказки. Хотя, на самом деле, все это очень легко исправить, чтобы сайт стал доступным для всех. Причем, большинство вещей даже не надо как-то специально кодировать. 

АР: Получается, разработчики сайтов попросту изначально не учитывают нужды незрячих людей? 

ДП: Да, конечно. Наши разработчики часто упрощают себе работу и не придерживаются обычных правил. То, что вы видите – заголовок, какая-то картинка – размечается, когда программируется веб-страница. Но разработчики часто не придерживаются определенных правил, и выходит, что визуально все выглядит нормально, но, когда такой человек, как я, заходит со скрин-ридером, он не может что-то прочитать, где-то найти раздел или открыть меню. Большинство проблем с доступностью возникают из-за плохого качества кодирования. Но, скорее всего, разработчики не принимают решений самостоятельно, а выполняют задание. А им не ставят задачу сделать сайт, доступный для всех.

В США одна известная пиццерия заплатила миллион долларов штрафа за то, что их сайт был не всем доступен. В Штатах нет закона, который бы содержал подобные правила для коммерческих сайтов. Но там применяется прецедентное право, и судья сам так решил: сайт признали публичным местом, а по закону публичное место должно быть доступным для всех, поэтому пиццерия заплатила. У нас же незрячие иногда судятся годами за то, что им не доступен какой-то важный сервис. Например, так было с одним большим перевозчиком, на которого незрячий юрист подал в суд. Проблема заключалась в недоступности сайта по покупке билетов. И хотя суд тогда был на стороне истца, ответчик сделал сервис доступным лишь спустя много лет.

АР: Как вы начали заниматься IT и стали специалистом по доступности?

ДП: Я сам незрячий с детства. Со школьных лет пользуюсь компьютером с помощью вспомогательных технологий – это и программа экранного чтения, та, которая разговаривает, и различные увеличители, лупы, специальные клавиатуры. По образованию я учитель математики, семь лет работал в школе, а в свободное время начал делать сайты, для себя и друзей. И мне понравилось, я начал углубляться в IT, изучать технологии.

АР: Когда отмечался день ООН в Украине, Вы презентовали свою историю. О чем она была?

ДП: Сейчас я помогаю ПРООН тестировать государственные сервисы на доступность для людей с инвалидностью, чтобы потом адаптировать их. Я работаю и как независимый консультант, и являюсь экспертом по доступности в ресурсном центре «Безбарьерная Украина». Компания выиграла тендер на тестирование украинских государственных сервисов «Дия» (сервисы, которые полностью переводят документооборот в стране в электронную форму). Это первый масштабный проект, когда государственные услуги глубоко анализируются на доступность.

У нас есть команда, в которую входят люди с инвалидностью и профессиональный дизайнер. Есть 50 критериев, по каждому из которых мы тестируем сайты. Например, визуальная доступность. Тут важна контрастность, к которой есть определенные требования (сделать фон светлее или текст темнее). А для использования скрин-ридера важно, чтобы все изображения, которые есть на сайте, имели альтернативный текст (скрин-ридер не может корректно прочитать картинку, если ей не дали название). Большая проблема для незрячих – заполнение на сайтах любых анкет.

Хороший пример – кабинет налогоплательщика, который есть на сайте налоговой.  Я пытался им пользоваться до того момента, как в госсервисе «Дия» не появилась возможность платить налоги. И это было ужасно. Я тратил полдня, в итоге ничего не мог отправить, просил о помощи бухгалтера. Хотя, казалось бы, сдать такой отчет элементарно. Но незрячий пользователь не мог этого сделать, портал налоговой был для этого недоступен. Теперь в новом сервисе «Дия» я могу сам подавать там отчетность, и для меня это большой прорыв.

АР: Почему же такое отношение у государства к этой проблеме?

ДП: Когда мы говорим о доступности, чиновники сразу вспоминают, сколько людей с инвалидностью живет в Украине, для какого процента мы это делаем. В стране официально 2,7 миллиона таких людей. Но это лишь те, кто получил справку. А ведь есть и люди, у которых просто плохое зрение, неидеальный слух или моторика. У кого-то, к примеру, в данный момент поранена рука, и он не может взять мышку; кто-то левша; а кому-то вообще на пляже светит яркое солнце, и для него нужна другая контрастность экрана; у кого-то занята одна рука, он несет пакет, а второй хочет вызвать такси. Ситуаций – миллион, и доступность касается всех людей, не только тех, кто с инвалидностью. Просто люди с инвалидностью более уязвимы и в первую очередь об этом говорят, их больше всех это задевает.

АР: Как воспринимает мир незрячий человек?

ДП: Обычный человек, даже если закроет глаза, не сможет понять, как чувствует мир незрячий. Это разный опыт. Незрячий человек может по акустике, по отражению от стен понимать, что он идет, к примеру, вдоль забора. А если человек закроет глаза, он не будет обращать на это внимание. Возможно, он это почувствует, но не сможет проанализировать. Работают другие органы восприятия. Вопреки стереотипам, у незрячих не острее слух, а лучше внимание, привычка анализировать слуховую информацию. Если зрячий и незрячий будут идти рядом по улице и услышат позади резкий звук (машина посигналила), то незрячий быстрее обратит на это внимание. Зрячий же привык воспринимать только то, что впереди него.

Но я не люблю, когда людей с инвалидностью, незрячих, как-то героизируют, говорят, что у них суперслух, они невероятные люди. Есть такое понятие, как позитивная дискриминация. Негативная дискриминация – это когда говорят, что ты инвалид, а позитивная – когда считают ангелом, героем, это тоже дискриминация. Это вредит так же, как и недоступность. Правильное отношение к человеку – воспринимать его на равных.

АР: Сейчас общество старается уходить от формулировки «человек с инвалидностью», поменяв ее на «люди с особенными потребностями». Даже «люди с ограниченными возможностями» многих обижает. Какая из формулировок корректнее?

ДП: Я не согласен с термином «человек с особенными потребностями». Возможно, «инвалид» – это действительно ярлык, а «человек с инвалидностью» – это нормальное выражение. Особенные потребности могут быть разными: кто-то хочет красной икры или ванную с шампанским, такие же особенные потребности могут быть и у человека с инвалидностью (смеется). Любить читать или вкусно поесть –это тоже особенные потребности. Есть хорошее английское слово disability, как неспособность. У нас так сложилось, что слово больше происходит от invalid, как непригодный. Первый вариант лучше, но у нас нет такого аналога. Поэтому, лучше термина, чем человек с инвалидностью, пока не придумали, он нормальный. Кстати, говорят еще маломобильные группы населения. Но ведь это не только люди с инвалидностью, это и мамы с колясками, а иногда и люди с пакетами из супермаркета в руках (смеется). Люди преклонного возраста, маленькие дети тоже бывают маломобильны. 

АР: Вернемся к цифровой доступности. В Украине сейчас документооборот, государственные услуги полностью переводят в цифровой формат. Для человека незрячего доступность таких сервисов – это уже необходимость. Что делает государство для доступности электронных госуслуг?

о я позитивно настроен! За последний год очень многое изменилось. Вдохновляет проект ПРООН «Цифровые, инклюзивные, доступные: поддержка цифровизации государственных услуг в Украине» по поддержке государственного сервиса «Дия», в котором я задействован консультантом. За год многое сделали. Мы подготовили новый стандарт (на основании европейского стандарта EN 301 549, который включает все требования по доступности, в том числе к сайтам, приложениям, банкоматам, терминалам). Сейчас он находится на обсуждении и будет принят уже как государственный стандарт. Это будет большой прорыв для Украины, в том числе благодаря проекту ПРООН.

Сам проект начинался в конце 2020-го года. Было проведено большое исследование, чтобы понять, какая ситуация с доступностью в принципе. И оно показало, что все очень плохо. В этом году стартовала основная часть проекта по поддержке цифровизации в Украине. Смысл в том, что сама цифровизация в стране развивается очень динамично, а вот на доступность (адаптацию сайтов для людей с инвалидностью) не всегда есть деньги, специалисты и время. И вот такая поддержка ООН и правительства Швеции помогает справиться с этой проблемой.

АР: Есть много цифровых устройств, которыми пользуются люди ежедневно. Кроме интернета, к ним относятся различные устройства типа банкоматов, касс в супермаркетах. Они доступны для незрячих людей?

ДП: Банкоматы недоступны полностью. Моя жена немножко видит, у нее есть остатки зрения. Она может снять деньги только если это какой-то знакомый банкомат, который пишет привычные сообщения. Если же банк добавляет вопросы, предлагает дополнительные услуги, тогда ей придётся достать лупу, пытаться прочитать, а это займет много времени, соберется очередь.

Еще одна проблема – кассы самообслуживания в супермаркетах. Отличная технология, которая у нас почему-то недоступна для незрячих. Программное обеспечение этих касс предполагает звуковое сопровождение. Но настроено оно так, что многие мониторы здороваются, предлагают отсканировать первый товар и потом прощаются. Хотя можно же настроить и полную озвучку. Тогда незрячий человек мог бы воспользоваться услугой и не стоять в очереди к кассиру.

АР: Что же можно сделать, чтобы это изменить?

ДП: Если будут соответствующие законы, обязывающие делать все сервисы доступными для людей с инвалидностью, тогда будет гораздо легче.  

 НАШ ГРАД