Разве на свете может быть кто-то лучше мамы?

Разве на свете может быть кто-то лучше мамы?

0001

В то время, когда общественные организации, благотворительные фонды и представители международных сообществ делают решительные шаги для отказа от интернатов, сотрудники самих спецучреждений, похоже, прилагают максимум усилий, чтобы сохранить свои рабочие места. Они делают все возможное и порой невозможное, чтобы не только не быть расформированными, но и всеми силами пытаются увеличить число воспитанников. Для этого убеждают и даже настоятельно требуют у малообеспеченных родителей отдать своих чад к ним на воспитание. Активно помогают им в этом социальные службы. Яркий пример тому, случай в семье житомирян.

Татьяна Выговская обратилась за помощью в социальные службы и сильно пожалела об этом. Теперь женщина в прямом смысле перестала спать по ночам. Это может показаться абсурдом, но вместо поддержки женщина от чиновников получила странное предложение.

— В нашей семье растет десять детей, — рассказывает «Нашему Граду» 45-летняя Татьяна Выговская. – Старшей дочери Ирине 23 года, Виктории 21, Валерии 18, Давиду 16, Татьяне 15, Лизе 13, Александре 11, Павлу 7, Матвею 5 и Наташе 2 годика. До недавнего времени вся наша большая семья жила безбедно, но, к не счастью, год тому назад скоропостижно умер супруг. Стало очень трудно в моральном и материальном плане. Сегодня мы вынуждены жить на выплаты на детей от государства. На самую меньшую дочь получаю 1380 гр., на ребенка-инвалида 1179 гр. и 627 гр, как мать-одиночка. Из-за того, что муж работал на разных предприятиях без оформления трудовой книжки, его рабочего стажа не хватило, чтобы я получала компенсацию на детей по утрате кормильца.

В материальном плане нам очень тяжело, приходиться еле сводить концы с концами. Несколько месяцев тому назад, как назло еще и поломалась детская двухъярусная кровать. Я обратилась в городской исполнительный комитет с просьбой помочь отремонтировать кровать и получила незамедлительный ответ. Чиновники просили собрать необходимые документы о составе семьи, о доходах, а также справку от врачей относительно того, как часто болеют дети. Вскоре после письма домой пришли две сотрудницы социальной службы с целью удостовериться, как мы живем, они составили акт обследования многодетной семьи. С этого момента представители социальной службы к нам зачастили, хотя до этого, признаться, никогда так настойчиво не интересовались нашим благосостоянием.

Татьяне Выговской пообещали выдать для каждого ребенка по паре обуви, а также помочь с теплыми вещами, даже записали размеры детей. Материнской радости, казалось, не было границ, пока в один из очередных приходов, сотрудники социальных служб вместо обещанной помощи сделали предложение, которое шокировало женщину.

— Вместо обещанной обуви мне неожиданно предложили… сдать детей в интернат, — продолжает Татьяна Васильевна. – Я категорически отказалась, но меня продолжали настойчиво уговаривать. Просила назвать причину, почему я должна это сделать, мои дети голодные, не ухоженные или их мать алкоголичка? Мне объяснили, что это из… благих побуждений. Позже выясниться, что именно в этом и заключалась обещанная помощь соцслужб. В интернате, мол, моих детей оденут и обуют, не нужно будет на них тратить деньги из семейного бюджета и сэкономить на себя.

Я слушала все это и не находила слов, что-либо ответить. Но неужели детям в интернате может быть лучше, нежели дома с родной матерью, которая любит и заботится о них?!

Закончилось тем, что многодетная мать выдворила из дому представителей социальной службы, пообещав им на прощание никогда больше не обращаться за помощью. И все-таки женщина боится потерять детей, поэтому и обратилась за помощью к журналистам.

— Когда узнала, что невестке предложили сдать детей, то потеряла душевный покой, — признается свекровь Татьяны Выговской Раиса Сергеевна. – Все внуки чистенькие, ухоженные, на плите всегда есть горячий суп. Пусть мои дети живут не богато, зато имеют все необходимое. Таня добрая и заботливая мать, прекрасная хозяйка и хороший кулинар. Она везде успевает: испечь торт, убрать, постирать, сходить в школу на родительское собрание.

— Вы любите свою маму? — интересуюсь у детей, которые только что пришли со школы.

— Мы ее обожаем! — восклицают сыновья и дочери, обнимая и целуя мать. – Разве на свете может быть кто-то лучше мамы?!

Начальник управления по делам семьи, молодежи и спорта Житомирского горсовета Елена Сарно не понимает, что так могло расстроить многодетную мать. Ведь чиновники все делают только из лучших побуждений.

— На сегодня в городе насчитывается 1010 многодетных семей, — объясняет Елена Николаевна. – В поле зрения нашего управления попала семья Выговских, которая находиться также на контроле социальных служб города. Это произошло, наверное, потому, что содержание детей в этой многодетной семье не совсем отвечает требованиям.

– Почему представители социальных служб предложили матери отдать детей в интернат? — интересуюсь у чиновницы.

— Для того, чтобы мать могла спокойно… устроить свою жизнь, а дети при этом не страдали от ее поведения. Сигнал нам поступил из школы, в которой учатся дети Татьяны Выговской. Социальный педагог обратила внимание на то, что они одеты не надлежащим образом, поэтому мы направили в школу комиссию.

Социальный педагог, которая якобы обнаружила проблему, сообщила, что в школе учится… всего одна девочка Татьяны Выговской и, к тому же к ней никогда не было никаких претензий.

— 11-летняя Александра учиться в нашей школе с первого класса, — рассказывает социальный педагог Людмила Левковская. –  Воспитывается в многодетной неполной семье. Девочка веселая, энергичная, всегда ухоженная, школу посещает регулярно. Среди одноклассников пользуется уважением, у нее много друзей. Когда в нашу школу пришло письмо с городского центра социальных служб, в котором просили дать психолого-педагогическую характеристику Александры, мы весьма удивились. Ответили, что девочка контактная, аккуратная, а ее мать надлежащим образом ухаживает за своей дочерью. Для каких целей нужна была эта характеристика нам не известно.

Из госбюджета выделяется около 10 тыс. грн. в месяц на одного ребенка интерната. Однако, только 15% этих денег идут на питание и одежду, все остальное направляется на зарплату и содержание учреждения. Проще говоря, если не будет детей — не будет бюджетных денег, не будет рабочих мест. А ведь значительная часть интернатов находится в небольших райцентрах и дают работу многочисленному персоналу. Вот отсюда и рвение во что бы то не стало сохранить интернаты.

1277503756_093035903f90702b748b732ad25f1bf8

«Никакой воспитатель, игрушки, конфеты не заменят детям того, что может дать семья — материнскую любовь, заботу и внимание, — уверены эксперты программы «Сиротству-нет!» фонда Рината Ахметова «Развитие Украины»

Британская организация Lumos, признанный эксперт Европейской комиссии, отмечает: «В результате исследований уставнолено, что молодые люди, которые воспитывались в интернатной системе, после того, как они выходят из-под этой опеки, подвержены огромным рискам. По сравнению со своими ровесниками, они в 10 раз чаще вовлекаются в проституцию, в 40 раз чаще совершают преступные действия, в 500 раз чаще совершают самоубийство»

Эти цифры говорят сами за себя. Детям не место в интернате…

Этот материал подготовлен в рамках Гражданской Кампании «Открываем двери детям» www.openingdoors.org.ua

Кампания «Открываем двери детям» внедряется на уровне Европейского Союза и в 12 странах Европы, включая Украину. Кампания призывает ЕС и правительства европейских стран осуществить переход от интернатной системы ухода за детьми в систему, которая основана на воспитании ребенка в семье.

Кампания «Открываем двери детям Европы» официально стартовала 6 июня 2013 года под лидерством двух организаций — Eurochild (сеть неправительственных организаций европейских стран) и Hope and Homes for Children (Международная благотворительная организация« Надежда и жилье для детей»). В Украине главным национальным партнером гражданской кампании «Открываем двери детям» выступил благотворительный Фонд Рината Ахметова Развитие Украины в рамках программы «Сиротству — нет!» Национальным координатором кампании в Украине Представительство благотворительной организации «Надежда и жилье для детей в Украине»

Александра БЫЧКОВСКАЯ

Фото автора