Сказка о том, как добрый молодец Иванушка счастье искал

Сказка о том, как добрый молодец Иванушка счастье искал

царевнаРасскажу я вас сказку добрую, а вы садитесь поудобнее, да послушайте речь мою дивную. В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. Жена его давно померла от болезни невиданной. Не смогли вылечить царицу ни отечественные лекари, ни заморские. Долго горевал царь, да, слава Богу, утеха у него осталась – дочь красавица. Брови черные, личко белое, руса коса да до пояса, по плечам-то все лежит да расстилается, чистым серебром кудерки завиваются, а стан тонкий, как у лебедя – ох и красавица! Любил царь свою Василисушку, ой да балывал – не было такого на свете белом, чего бы он ради нее да не делывал. Только не веселая, почему-то была девица красная. Бывало, выйдет поутру во царский двор, сядет у крыльца и тяжко так вздыхает.

— Что ты снова милая пригорюнилась, — спрашивает у дочери царь-батюшка. – Чего сердечко твое желает, отчего душа тревожиться?

— Ой, не знаю батюшка, — отвечает ему Василисушка. – Все у меня есть – и палаты светлые, и кушанья разные, и платья пригожие. Только сердечко тому не радуется. Слышала я, что тех людей, что всем довольные, счастливыми кличут. Будто счастье им на пути встретилось, ослепило глаза их светлые. Как бы мне хотелось познать самой суть счастья этого, хоть немножечко, хоть небольшую горсточку.

И позвал царь к себе глашатаев и велел им крикнуть на всю державу: «Кто познает счастье сам, и познать даст царевне, тому ничего он не пожалеет!».

Услышал новость дивную Иван-сиротинушка и замыслился. «Где ж это видано, чтоб цари не счастливые были? Неужто и им тяжко на свете белом бывает? Неужто и вправду нужно ему во свет белый пойти, счастье поискать?» И сел Иванушка на коня доброго и поскакал в даль неизвестную. Долго ли, мало ли скакал, вдруг видит, лес дремучий перед ним возник — дубы столетние небо закрыли, дорогу спрятали. Испугался Иванушка темени – не видать ни тропинки из лесу. Запутался его конь копытами о корни древние, могучие. Испугался еще пуще Иванушка, закручинился еще больше сиротинушка. Вдруг видит, лучик света впереди заприметился. Надежда у сироты выбраться из леса появилася. Соскочил Иванушка со своего коня доброго и бережно стал вести вперед друга верного. Лучик света все шире становится, а сиротинушка веселее делается. И вышел Иванушка на поляну чудную – грибами да ягодами устланную, ковром малахитовым прибранную. Развел руками сиротинушка, удивляется:



— Красота то, какая, Господи! Так вот какое ты счастье настоящее!

— Ой, и дивный ты чудо-молодец, — вдруг раздался голос из лесу. Это не спеша, старичок-боровичок на поляну выходит, на посох опирается.

— Поляна моя тебе понравилась? — интересуется у Иванушки. – Она и вправду дивная, только как же тебя занесло сюда? Видать долго едешь добрый молодец, с пути сбился. Ты мой первый гость. Доселе сюда нога человеческая ни разу не хаживала.

— Счастье ищу, дедушка, — честно признается сиротинушка. – Ты скажи, милый, правду мне, твою ли поляну счастливой кличут? Она ли людей счастливыми да радостными делает?

— Не знаю, добрый молодец, — отвечает, не тая, дедушка. – Иные живут счастливо, сами того не ведая. Только кажется мне, что счастье, оно как гриб. Его нужно поискать, да спину погнуть, а нашел, гляди – не поганка ли? Среди людей тебе нужно счастье искать. Ступай к ним, а я тебе дорогу подскажу.

И поскакал Иванушка дальше через поля, через леса, через реки. Долго ли мало ли скакал, вдруг видит перед собою город странный – дома богатые, распрекрасные, да только нет никого на улице. Будто вымерло все, да исчезнуло. Спрыгнул с коня Иванушка и пошел странной улицей длинною. Нет, не видать никого, ни здесь и ни там. И решил сиротинушка в дом первый встречный постучать, хозяев поспрашивать. Вышел на стук ему человек, ой страх изможденный, весь от копоти грязный. Попросил у него сиротинушка воды для коня, баньки горячей для себя.

— Что ты, — говорит, удивленно хозяин дома встречного. – Господь с тобою! Не смеешься ли ты, на до мной, добрый молодец? Мы забыли уж, и цвета, какого вода настоящая. Давно дождей у нас не бывало, земля посохла от этого, потрескалась. Солнце нещадное все выпалило, последний колодец уж высушило. Что делать дальше, не знаем, гибель всех ждет неминучая.

погода небо тучи хмариЗаслышав такое, вышел Иванушка в чисто поле, вынул свой лук сказочный. Натянул стрелу волшебную и выпустил в небо чистое. И попала стрела меткая в солнце огромное, желтое. От со прикасания неизвестного обиделось солнышко ясное и спряталось за тучу синюю. И блеснула вдруг молния, и грянул гром  неистовый и пошел дождь сильный, все поливающий. Трава от этого на глазах оживать начала, а цветы расцветать всеми красками. Люди выбежали все вместе на улицу и стали радоваться, поздравлять друг друга, счастливые.

— Эх, и баню тебе истоплю, добрый молодец, — говорит человек все наблюдающий. – Что и мир такой не видывал! Счастье ты принес нам огромное!

— Вижу я, рады все жители города. Неужели вода небесная осчастливить могла столько народу одночасье? Неужели постоять под ливнем, и есть человеческое счастье? – удивляется Иванушка.

— Большое счастье — не ведать несчастья. Нам не ведомо доселе было, что такое счастье настоящее, пока земля не стала от засухи трескаться, пока люди не стали от безводья гибнуть. Для нас оказалось счастье, воды иметь вдоволь, чтобы реки и колодцы наши полны были, а поля сыты. Не печалься добрый молодец, найдешь и ты свое счастье когда-либо. Помни, что целый город жителей наших, друзья отныне твои вечные. Не минуй дороги к нам, когда ехать мимо станешь – толи сам, толи с дружиною верною. Помни, что, заботясь о счастье других, мы находим свое собственное.



Повеселел Иванушка от слов услышанных. Может и вправду счастье близиться, еще чуток до него осталося. Поскакал сиротинушка дальше в поисках, по полям, по лесам, через болота вязкие, через реки глубокие, через овраги широкие. Долго ли мало ли скакал, видит в чистом поле стоит толи хутор, толи селение. Только люди все невеселые, и видать, что давно кручинятся. Спрыгнул с коня Иванушка, поспешил к женщине, что сильно печалится.

— Что случилось у вас, милая, — не для праздного интереса спрашивает.

— Прихворала наша коровушка, прихворала наша кормилица главная. Перестала есть травушку сочную, давать молоко нам целебное. Нечем деток кормить малых, забыли вкус они молочка свежего. Стали немощными наши детушки, что и делать уж и не ведаем.

короваОбошел сирота скотинушку, понял причину всю болезни нечаянной. Укусила корову муха наглая, причинивши боль скотине адскую. Заговорил рану Иванушка, словами, что когда-то родна бабушка научивала и повеселела коровушка, даже на ноги поднялась. Повесели с нею и хуторяне многие, поняв, что беда их закончилась.

— Спасибо тебе добрый молодец, — радуются люди счастливые. – Выручил ты нас, ай да Иванушка! Теперь детки наши здоровые и счастливые будут, имя твое никогда не забудут. Без здоровья невозможно и счастье.

— Неужели и есть то счастье настоящее, когда дети в семье здоровые? – снова думу думает добрый молодец, на коня осесть не решается.

Долго еще бродил по свету Иванушка, видел счастья много разного, только счастливым сам так и не сделался. Не выполнил он просьбу царя-батюшки, да возвратиться домой ему уж не терпится. Прискакал добрый молодец в родное государство, привязал коня, ступил в палаты царские белокаменные. Вдруг приметил он царску дочку.  Как увидел он красну девицу, так и обмер от внезапности. Брови черные, личко белое, руса коса да до пояса, по плечам-то все лежит да расстилается, чистым серебром кудерки завиваются, а стан тонкий, как у лебедя – ох и красавица! Только бедный сиротинушка и мечтать о такой не осмелиться.



— Много я видывал счастья разного, но не нашел я счастья такого, чтобы всех сразу счастливыми сделать можно было бы, — сокрушается добрый молодец. – Понял, что счастье на свете бывает разное, и нет ему рецепта единого. Счастье бесконечно разнообразно, его легче найти, чем удержать. Я прекрасное счастье отыскал себе, выбрав добрых друзей множество. Будь счастлива и ты Василисушка, — при сих словах низко кланяется, уходить собирается.

царевна параТолько сердце девушки сколыхнулося, очи добрые молодца вонзились в ее душу чистую. Чует Василисушка, не желает расставаться с Иванушкой, повод остаться ему взглядом ищет девичьим. Чем дальше отдаляется от Василисушки добрый молодец, тем сильнее сердце бьется девушки, из груди стремится вырваться. Увидал то царь-батюшка. Любовь ведь не иголка, в стоге сена не спрячешь. Понял он, кто счастливою его дочку сделать не решается.

— Хоть и не видывал я света белого столько, как ты добрый молодец, — говорит царь-батюшка, — и мне трудно сказать, что именно приносит счастье настоящее. Только богатство и бедность явно не способны сделать этого. Если моя дочь-красавица выбрала сердцем тебя, я перечить не стану. Если она счастливою станет, достанется и мне отблеск от ее счастья предостаточно. Решайся, добрый молодец, если по нраву тебе моя Василисушка, бери смело ее себе в жены.

Только теперь понял Иванушка, в чем суть счастья истинного – любовь в сердце к нему постучалася. Осознал он, что счастье его было совсем рядышком, только он о том не догадывался.

— Василисушка! Свет мой радостный, счастье мое ненаглядное — будь женою моею верною, а я уж тебя никогда не обижу. Как мало человеку надо, чтобы жить счастливо, и как много!

На той свадьбе вся держава гуляла. Пир большой был, ох и радостный. Всех позвал на свадьбу царь-батюшка, никого не выпустил из памяти. И я там был, за молодых бокал поднимал, горько кричал. А мораль моей сказки такова — если когда-нибудь, гоняясь за счастьем по свету белому, вы его найдете, то, быть может подобно старухе, искавшей свои очки, случайно обнаружите, что оно все время было у вас на носу? Присмотритесь ка вокруг, да получше!

Автор Александра БЫЧКОВСКАЯ

НАШ ГРАД